"Татнефть" прорубит окно в Европу
14 апреля 2004 года

В середине прошлого года ОАО «Татнефть» впервые объявило о намерении увеличить объемы экспорта нефти сверх лимитов на прокачку нефти по трубопроводной системе, устанавливаемых «Транснефтью». Тогда генеральный директор компании Шафагат Тахаутдинов заявил, что в течение ближайших двух лет компания намерена увеличить экспорт за счет транспортировки нефти по железной дороге с последующей перевалкой в российских портах. Планировалось, что экспортные возможности ОАО «Татнефть» возрастут на 1,8-2 млн тонн в год (сегодня «Татнефть» прокачивает по экспортной трубе до 10 млн тонн — „Ъ“). С учетом этого совет директоров компании утвердил финансовый план развития на 2004-2005 годы, где впервые были увеличены расходы компании на транспортные перевозки. Для координации проекта в мае прошлого года была создана управляющая компания ООО «Татнефтьтранс», которую возглавил Ильшат Салахов. Но до последнего времени оставалось неясным, по какому пути будет перегоняться татарстанская нефть.
Все это время «Татнефть» искала выгодный плацдарм для строительства собственного перевалочного пункта, откуда можно было бы напрямую выйти на европейский рынок. Как заявил „Ъ“ источник в «Татнефти», рассматривались варианты строительства собственного терминала на южном направлении (на побережье Черного моря как самого короткого плеча для выхода в турецкий рынок) и на северном направлении (в Северодвинске Архангельской области). Окончательный выбор был сделан в ноябре прошлого года, во время первого визита в Татарстан губернатора Калининградской области Владимира Егорова. Тогда президент Татарстана Минтимер Шаймиев заявил, что «иметь выход на Калининград с его огромными экономическими возможностями и не использовать все это было бы по меньшей мере близорукостью». По мнению господина Шаймиева, «Калининградский перевалочный узел с единственным в РФ незамерзающим портовым комплексом с контейнерным и нефтяным терминалами на Балтийском море открывает новые возможности для экспорта нефти и нефтепродуктов, машиностроительной продукции из Татарстана в Европу».
Вчера министр торговли и внешнеэкономического сотрудничества (ТВЭС) РТ Хафиз Салихов сообщил, что длительные переговоры по выходу на Балтику увенчались успехом. По его словам, «Татнефть» уже выкупила земельный участок, отведенный под строительство нефтяного терминала в поселке Ижевское в 20 км от Калининграда на берегу Калининградского морского канала (стоимость сделки не разглашалась). По словам господина Салихова, его мощности составят 3 млн тонн. Правда, он сделал поправку на то, что «бизнес-план строительства терминала «Татнефтью» пока не утвержден и о стоимости проекта пока говорить рано». Зато совершенно точно господин Салихов смог назвать сроки строительства — «не больше года». В качестве важного преимущества выбранного места господин Салихов отметил, что высокие возможности дает режим особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области, учрежденной в 1996 году федеральным законом. Предприятия ОЭЗ, созданные с 30-процентным участием местных специалистов, практически не облагаются никакими платежами.
Стоит напомнить, что в качестве своеобразного вступительного взноса для выхода республики на западные рынки господин Егоров ранее предлагал Татарстану принять участие в модернизации областного аэропорта, который получает федеральные субсидии в зависимости от объемов частного капитала. Господин Егоров рассматривал Татарстан в качестве перспективного инвестора. Но, похоже, Татарстану удалось вежливо отказаться от участия в этом проекте. Вчера министр торговли и внешнеэкономического сотрудничества Хафиз Салихов сообщил, что в обмен на выход к Балтийскому морю Татарстан обещал только содействие в продвижении продукции области (поставками рыбы займется управляющая компания «Ак барс» банка).
ЛУИЗА ИГНАТЬЕВА, "Коммерсантъ-Волга-Урал"